Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элективный курс "Живопись" по направлению "Творчество"
в рамках модуля CAS как средство реализации дипломной
программы международного бакалавриата

Панина Елена Юрьевна,
 канд. пед.наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
Торхова Елена Владимировна,
магистрант I курса факультета иностранных языков,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
ELECTIVE COURSE "ART" IN THE DIRECTION OF "CREATIVITY" WITHIN THE CAS MODULE AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE INTERNATIONAL BACCALAUREATE DIPLOMA PROGRAM 
Elena Panina, P.D
 Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Elena Torkhova
Master Degree student of the Faculty of Foreign Languages 
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Аннотация: Статья посвящена ознакомлению с Дипломной программой Международного бакалавриата. Выделена одна из центральных программ Международного бакалавриата - программа CAS для учащихся старшей школы, ее цели, задачи и система оценивания. Предлагается использование элективного курса "Живопись" как средство организации модуля CAS для последующего внедрения учащимися старшей ступени обучения в школах, работающих по системе Международного бакалавриата.  
Ключевые слова: Международный бакалавриат, Дипломная программа, модуль CAS, курс "Живопись", учебные результаты. 
Abstract: The article is devoted to acquaintance with the Diploma Program of the International Baccalaureate. It is highlighted one of the central programs of the International Baccalaureate - the CAS module for high school students, its goals, objectives and assessment system. It is proposed to use the elective course "Art" as a means of organizing the CAS module for the subsequent introduction by students of the high level of education at schools which operate according to the International Baccalaureate system. 
Key words: International Baccalaureate, Diploma Programme, CAS module, course “Art”, learning outcomes.Актуальной потребностью современного подрастающего поколения является применение полученных знаний на практике. Осознание себя, своей социальной принадлежности, культурной ценности, является крайне важным аспектом в становлении учащегося как единицы общества. Поэтому крайне необходимым остается привлечение учащегося к участию в деятельности, которая дает ему реализовывать приобретенные знания и навыки на практике.
Учебные планы и система выпускных экзаменов в школах разных стран мира могут сильно отличаться. Это вынуждает многих школьников при выборе дальнейшего пути ограничиваться вузами своей страны. Чтобы исправить это, в 1968 году по инициативе Международной школы Женевы была создана Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).

 Международный бакалавриат – это универсальная образовательная система, единая для всего мира и дающая качественное современное общее образование. Международный бакалавриат предлагает три образовательные программы для детей разного возраста: Программа дошкольного и начального образования, программа неполного среднего образования и дипломная программа для старшеклассников. Самая эксклюзивная программа – дипломная, ориентированная на старших школьников. По окончании этой программы ученики получают дипломы о среднем образовании, признанные университетами во всем мире.

В Дипломной программе Международного бакалавриата отводится особое внимание одному из ключевых элементов достаточно сложному академическому курсу CAS: C - creativity, - творчество, A - action, - активность, S - service, - служение, (далее CAS).
Модуль CAS образован из трех составляющих: творчество, активность и служение (см.рис.1).
Рисунок 1 Направления CAS проектов
Данный модуль вовлекает учащихся в различные виды деятельности параллельно с изучением академических дисциплин на протяжении всей Дипломной программы. «Творчество» приобщает учащихся к искусству, формирует творческое мышление и реализует творческий потенциал человека (сюда может относиться выпуск школьной газеты или участие в создании школьного сайта, написание сценария для новогодней елки, и т.д.). «Активность» направлена на воспитание здорового образа жизни посредством физической активности (занятие танцами, спортом, причем теми видами, которыми учащийся ранее не занимался). «Служение» (общественная деятельность) является еще одним форматом получения новых знаний в контексте общего образования, каким-либо социальным проектом (помощь ветеранам, инвалидам, детям из детских домов и т.д.). Три направления CAS (Творчество, Активность, Служение) способствуют личностному и межличностному развитию учащихся посредством практического обучения и самопознания.
Разнообразие модуля CAS помогает учащимся раскрываться и лучше понимать других. У каждого отдельного учащегося есть свои личные потребности и цели. Таким образом, модуль CAS является индивидуализируемым в соответствии с интересами, потребностями, навыками и ценностями учащихся. [1]
Целями модуля CAS являются: 
  • осознание учащимися значимости проектов CAS;
  • адекватная рефлексия учащихся о результатах своей деятельности;
  • определение учащимися целей и стратегий, обдумывание дальнейших действий для личностного роста; 
  • исследование учащимися новых возможностей, охватывание большего количества заданий и ролей; 
  • активное участие учащихся в запланированных групповых проектах CAS;
  • осознание учащихся, что они являются членами местного и международного общества, несущими ответственность друг перед другом и окружающей средой. [16]
Модуль CAS ориентирован на достижение семи результатов, к которым относятся:
1) Определение своих сильных сторон и дальнейшее их развитие (учащиеся владеют различными знаниями, умениями и навыками, умеют ими пользоваться и видят над чем еще нужно работать).
2) Демонстрация навыков, которые были развиты при выполнении той или иной задачи (учащиеся развивают или приобретают новые навыки с помощью решения новых задач или расширения уже имеющихся знаний).
3) Демонстрация навыков планирования проектов CAS (учащиеся могут самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, этапы от его планирования до исполнения).
4) Демонстрация заинтересованности, регулярного участия и активного включения в работу текущих реализованных проектов CAS (учащиеся демонстрируют регулярное и активное вовлечение в модуль CAS).
5) Демонстрация навыков при работе в группе (учащиеся способны демонстрировать и обсуждать плюсы, минусы и трудности при работе в группе).
6) Понимание глобальных проблем (учащиеся способны определять и демонстрировать понимание глобальных проблем. Способны принимать ответственные решения и осуществлять правильные поступки на разных уровнях: на локальном, национальном и международном).
7) Понимание и восприятие нравственности выбора и действий (учащиеся показывают осведомленность о последствиях выбора и планировании действий при реализации модуля CAS).
Некоторые из них могут быть достигнуты несколько раз, хотя не все CAS проекты ведут к достижению всех учебных результатов. Учащиеся предоставляют так называемые доказательства достижения того или иного планируемого результата (как минимум один раз), которые они, в свою очередь, включают в CAS портфолио. Учащиеся должны согласовать это с CAS координатором. Обычно доказательства достижения всех семи планируемых результатов обучения включаются в их рефлексию. [19]
Достигнутые планируемые результаты внеклассной деятельности учащихся могут быть связаны с любой группой предметов Дипломной программы Международного бакалавриата. Учитель, в данном случае, помогает учащимся найти связь между выбранными ими предметами и модулем CAS. Учитель через обсуждения и обращение к реальному опыту помогает обосновать важность работы, которую учащиеся хотят провести в рамках модуля CAS. Это мотивирует учащихся на решение стоящих проблем, дает более глубокое понимание предмета, а также позволяет учащимся обнаружить различные подходы к изучению предметов. Однако следует помнить, что занятия по модулю CAS должны отличаться от учебных занятий, и полученные результаты не могут быть включены или использованы при обучении дисциплинам предметных групп Дипломной программы. [30]
Любой предмет из группы предметов Дипломной программы Международного бакалавриата может внести свой вклад в работу учащихся по модулю CAS. Например,
Группа 1: учащиеся могут написать творческое письмо, записать аудиокнигу для людей с ограниченными возможностями или написать сценарий и снять фильм или театрализировать его.
Группа 2: учащиеся могут провести уроки на изучаемых языках, разработать методическое пособие или использовать веб-сайты и другие источники коммуникации для повышения уровня осведомленности о культуре страны изучаемого языка.
Группа 3: учащиеся могут создать аудио-мемуары для семьи (коллекция истории из жизни реальных людей), основанные на историях из жизни людей пожилого возраста, которые проживают в домах престарелых, провести социально значимое мероприятие или заняться волонтерской деятельностью.
Группа 4: учащиеся могут организовать различные кружки для младших школьников (например, клуб любителей астрономии), участвовать в мероприятиях, направленных на защиту окружающей среды.
Группа 5: учащиеся могут помочь младшим школьникам преодолевать трудности, связанные с решениями математических задач.
Группа 6: учащиеся могут взять уроки танцев, которые станут частью театрального выступления, принять участие в художественной выставке или в реализации общественных мероприятий, таких как организация фотовыставок в медицинских учреждениях или центрах заботы о пожилых людях. [22]
Творчество в проектировании модуля CAS легко вписывается в любой из вышеперечисленных примеров. Учащихся, относящихся к категориям аудиалов и визуалов, в век современных технологий становится все больше, поэтому любая творческая работа только поможет учащимся усвоить материал, либо направить свой замысел на более глобальный уровень, чего требует одна из составляющих модуля CAS – «Служение». [4]
 Интегративный подход к отбору содержания модуля обеспечивает его вариативность, что позволяет учащимся найти новые пути для выявления своих сильных сторон, повышает их уровень мотивации к постоянному совершенствованию и образованию.
Например, элективный курс «Живопись», предполагающий интеграцию  содержания предметных областей  Живопись и Иностранный язык, направлен на расширение кругозора, как общего, так и лингвистического, на овладение умениями в разных видах практической деятельности:  иноязычной речевой, рисовании, проведении экскурсии, организации выставки и др.
Изучение живописи для учеников Дипломной программы Международного бакалавриата обусловлено развитием образного мышления, которое отвечает за творческую составляющую нашего прогрессивного роста. Учащиеся переживают события и получают ощущения в тех ситуациях, в которых оказываются персонажи произведений. Живопись непосредственно участвует в формировании мировоззрения, путем оценки поведения персонажей.
Учащиеся, совершенствуясь в определенной творческой форме живописи, могут расширять пределы своего участия и углублять уровень мастерства. В рамках выбранной области студенты могут решать проблемы и задачи для творчества в CAS. Например, художник может создать новую скульптуру или серию фотографий. Стремясь к новым возможностям, учащиеся могут найти способы решения проблем и определить свои сильные стороны, которые развивают их любопытство, и подталкивают к постоянным инновациям. При демонстрации творческих навыков, учащиеся могут представить свой продукт или деятельность различными способами, например, посредством записи, презентации, организацией выставки, распространением творчества через социальные сети или участвовать в проведении общей дискуссии.
Реализуются цели и содержание  элективного курса через участие в проектной деятельности.  В рамках данного направления могут быть предложены такие проекты, как "Проведение экскурсии по Пермской галерее для иностранных гостей на английском языке"; "Организация мастер-класса "Изобразительная деятельность собственного плана" с сопровождением английского языка"; Открытый интерактивный урок по теме: "Творчество великих художников Великобритании 18-19 вв." реализуются в сочетании трех составляющих: «Творчество», «Активность» и «Служение», развивают качества выпускника Международного бакалавриата в полной мере за счет структурированного содержания, опирающегося на требования к проекту CAS Дипломной программы Международного бакалавриата и тщательного изучения теории. 
Эффективность данных проектов может быть подтверждена соответствием  планируемым результатам (Learning Outcomes), которые являются необходимым условием успешного освоения модуля CAS.
В конце обучения ученики представляют конечный продукт –  проект, который демонстрирует усидчивость, предприимчивость и позволяет увидеть такие развитые навыки, как умение работать в группе, решать проблемы и принимать решения. Подготовка к защите проекта длится не менее одного месяца, проект может включать в себя как один, так и все три компонента CAS. При защите проекта и заполнении портфолио учащиеся используют СAS этапы как: исследование, подготовка, действие, рефлексия и представление.
По окончании модуля CAS составляется портфолио, что составляет собой коллекцию доказательств (например, фотографии, видео и аудиозаписи, документы, плакаты, программы мероприятий или выступлений), которые демонстрируют опыт и размышления учащихся и является своеобразной рефлексией. Рефлексия занимает центральное место в создании глубокого и богатого опыта в CAS. Рефлексия является основным доказательством, используемым координаторами CAS для определения того, успешно ли студенты достигли семи результатов обучения CAS. Портфолио CAS демонстрирует участие в CAS и достижение семи результатов обучения CAS. CAS-портфолио является предметом гордости учащегося:  раскрывает, насколько учащийся развил в себе качества выпускника Международного бакалавриата.
Особое место в модуле CAS занимает система оценивания, которой отводится роль одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически именно система оценивания обеспечивает единство подходов к образованию при всем многообразии вариантов их реализации в школах различных стран мира.
Система оценивания строится на основе общих для всех образовательных программ принципах: оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику; оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества; алгоритм выставления отметок производится по критериям, которые заранее известны педагогам и учащимся. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В системе оценивания обучения используются внутренняя и внешняя оценка; субъективные и объективные методы оценивания; оценивание достигаемых результатов, процесса их формирования, осознанности и развития каждым обучающимся его собственного процесса обучения.
Процедура осуществления критериального оценивания трудоемка, так как она требует тщательного продумывания учебных ситуаций, самоанализа и самооценки учебных достижений, использования многобалльной шкалы оценивания. Учителю важно переосмыслить подходы к новой системе оценивания, которая требует внимательного отношения к ученику, терпения, оптимизма и овладения оптимальными приемами и способами ее реализации. Без этого невозможно создание полноценных условий развития и воспитания каждого ученика.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что значимость проектов по теме "Живопись" определяется нацеленностью на развитие художественных способностей, эстетического понимания и творческого потенциала учащихся, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Список литературы
  1. Безукладников К.Э. Организация деятельности учащихся на уроках в школах, реализующих программы Международного бакалавриата // Портрет ученика в фокусе программ Международного бакалавриата. Образование, которое сделает мир лучше = IB learner profile – the IB programs’ focus. Education for a better world: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С.84-88.
  2. Безукладников К.Э. Пособие для родителей учащихся, входящих с систему Международного бакалавриата; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 40с.
  3. Безукладников, К. Э. Концепция подготовки специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа»: монография; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 58с.
  4. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: духовная сфера жизни (новая парадигма). – М.: Моск. гос. ун-т печати, 2004. – 128с.
  5.  Карпушин Н.Я., Колесников А.К., Безукладников К.Э., Захарова В.А., Крузе Б.А. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: региональный сетевой проект: учебное пособие. под общ. ред. К.Э. Безукладникова; науч. ред. Е.Е. Карпушина. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009. – 160с.
  6. Крузе Б.А. Интеграция технологий международного бакалавриата в российское образовательное пространство: учеб. - метод. комплекс. Направление 050100 «Педагогическое образование», профиль: Иностранный язык, квалификация: магистр // Пермь: ПГГПУ, 2013. – 61с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 29.12.2014 N 1644.
  8. A Basis for Practice: The Diploma Programme. International Baccalaureate Organization, 2011.
  9. Approaches to teaching and learning in the Diploma Programme, 2015 [Электронный ресурс] URL: https://xmltwo.ibo.org/publications/DP/Group0/d_0_dpatl_gui_1502_1/static/dpatl/?IBVal=CPP3KJFIXM5IO8MURXXD&CFID=1269984&CFTOKEN=23 472115&jsessionid=bc30f300db61561a4291611c2c37361f6781
  10. Creativity, activity, service guide for students graduating in 2017 and after, 2015. – 64p.
  11. Diploma Programme, Visual arts guide, 2016. – 59p.
  12. IBO Programmes, 2005-2017 [Электронный ресурс] URL: http://www.ibo.org/en/programmes/
  13. https://ibo.org/programmes/diploma-programme/curriculum/the-arts/visual-arts/
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»